Письменная речь. Проблемы с почерком. Состояние мелкой моторики.
Ваш ребенок в школе получает определенную нагрузку по всем направлениям учебной деятельности. Он учится не только читать, писать, считать, но и определенным правилам поведения.
На первых порах ребенку нужно помогать во всем: освоиться в школе и привыкнуть к правилам поведения ученика, распорядку дня, выполнению заданий.
Особенно трудно даются навыки письма. И в этом родитель должен помочь ученику. Дома можно тренироваться в письме. Не заставляйте его просто писать как можно больше. Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например требуется прочертить путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней- с внутренней стороны или наружной. Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половины к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам по диктовку («Одна клетка вправо, одна клетка вниз и т.д.»). Скоро вы увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные. Обязательна тренировка пальчиков: лепка из пластилина, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок (пазлы), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов- спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.
Многие занятия, которые как считают, девчачьи, могут выполнять и мальчики. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, пришивать пуговицы, плести из бисера, вязать. Поможет и традиционная мужская работа- забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.
Поступление в школу- переломный момент в жизни каждого ребенка.
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника есть, например, логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю, логопеду, школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Важную роль в правильном произношении звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика- совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитии силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой речью, является одним из основных показателей подготовки ребенка к школьному обучению.
Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их устранением нужно с раннего детства.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Сначала упражнения нужно выполнять медленно перед зеркалом, т.к. ребенку нужен зрительный контроль. Затем зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы: Где язычок?, Что он делает? Что делают губы?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом смотрите, чтобы упражнение выполнялось точно и плавно, иначе занятие не имеет смысла. Лучше заниматься два раза в день по 5-7 минут.
Постепенно с начала занятий движения должны становиться четкими и плавными, без подергиваний. Затем упражнения должны уже выполняться в быстром темпе и уметь удерживать положение языка некоторое время без изменений.