Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации
и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и
способностей индивида. Поэтому при проведении профориентационной работы
необходимо выявить индивидуальные психологические качества личности, уровень
сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и
интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках
тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения
положена трехфакторная модель Е.Л.Климова (хочу-могу-надо).
В организации системы допрофессиональной подготовки необходим возрастной
подход:
1 этап – детская игра, в которой идет
своеобразная «примерка» профессиональной роли;
2 этап – подростковая фантазия;
3 этап – предварительный выбор профессии на
основе интересов, способностей, системы ценностей (захватывает подростковый и
часть юношеского возраста);
4 этап – практическое принятие решения.
Доступна и посильна «могу» -
Имеет спрос на рынке труда «надо» -
Возможные ошибки при выборе профессии
Моя будущая профессия: