Как следует вести себя с ребенком, который пошел в первый класс?
Будите его спокойно.
Проснувшись утром, ребенок должен видеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам.
Не торопите ребенка.
Правильно рассчитать время, которое нужно ему на сборы в школу - это Ваша, а не его задача.
Не отправляйте ребенка в школу голодным.
Даже если малыш ест в школе, до школьного завтрака пройдет несколько уроков, и не дело, если ребенок будет думать о бутербродах, а не об учебе.
Не дергайте и не читайте нотаций перед школой.
Не прощайтесь с ребенком, предупреждая: "смотри не балуйся", "веди себя хорошо", "смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок" и т.п. Гораздо полезнее на прощанье пожелать малышу удачи, подбодрить, найти пару ласковых слов - ведь у него впереди трудный день.
Встречайте малыша спокойно, дайте ему расслабиться.
Вспомните, как сами себя чувствуете после тяжелого рабочего дня или многочасового общения с людьми. Но если ребенок чересчур возбужден и сам жаждет сходу поделиться чем-то, выслушайте его.
Интересуйтесь успехами ребенка у учителей.
Но не делайте этого в присутствии ребенка. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем не реже, чем раз в два месяца.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания.
Если ребенок обращается к Вам с вопросами, связанными с выполнением домашнего задания, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом.
Установите специальное время для выполнения домашнего задания.
Это поможет сформировать у ребенка хорошие привычки к обучению. Но не заставляйте ребенка делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий лучше делать "переменки", желательно подвижные.
Помните про "критические" периоды в течение года.
В течение учебного года существуют периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это: первые 4-6 недель, затем - конец года (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и переход от зимы к весне. В эти периоды нужно быть особенно внимательным к состоянию ребенка.
Обязательно спрашивайте Вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Поэтому обучение грамоте ребенка с логопедическими проблемами - трудная задача.
Подход "больше читать и писать" успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее.
Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Лучше работать с устной речью: упражняться в развитии фонематического восприятия, звукового анализа слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками.
Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе - оно гораздо более будет способствовать устойчивости хорошего результата.