Главная » 2016»Апрель»9 » Многозначные слова как способ обогащения словаря учащихся
15:54
Многозначные слова как способ обогащения словаря учащихся
Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи, кроме числительных: ручка стола, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый характер; бежит человек, бежит время.
Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и шире над значением слова вообще. Школьники не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением. Очень важным является в работе над многозначностью при разграничении значений слова учитывать контекст, конкретное словоупотребление.
Знание широкого спектра значений многозначных слов помогает ребенку не только понимать услышанное и прочитанное, но и применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово). В ситуации, когда ребенок не понимает значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным.
Ознакомление учащихся с многозначными словами происходит постепенно, в несколько этапов.
На первом этапе дети знакомятся с многозначными словами, выделяя разные значения одного и того же слова.
Упражнения для занятий дома.
Помогите ребенку с помощью наглядного материала увидеть общее в значении многозначных слов.
Выпишите в два столбика глаголы однозначные и многозначные. С одним из многозначных глаголов составьте три предложения, употребив глагол в разных значениях:
Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки, значения позволяет сделать речь обучающихся выразительной, богатой и гибкой. Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык.
Таким образом, работа над многозначными словами расширяет и углубляет представление учащихся о семантике и сфере употребления изучаемой лексики родного языка, что является важным компонентом образовательной системы на современном этапе развития общества.