Причины тревоги до настоящего времени еще не выработано единой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
• Чрезмерно высокие и жесткие требования родителей, не учитывающие особенности, возможности ребенка.
• Отрицательное отношение к ребенку, эмоциональное отторжение близкими, значимыми для него людьми (неласковая, строгая мама, постоянно занятый делами отец...).
• Отношения среди сверстников (ребенка не принимает, отвергает группа сверстников).
• Плохие отношения между родителями.
Тревожность трансформируется по трем направлениям:
• Уход в фантазии - ребенок разрешает неразрешимые конфликты,
в мечтах находит удовлетворение всем потребностям.
• Агрессия.
• Апатия, безынициативность.
Тревожность бывает: Деконструктивная и Конструктивная
• Если ребенок хватается за одно, бросает, берется за другое и снова бросает - деструктивная тревожность.
• Если ребенок вообще не берется за дело - апатия.
Советы родителям
• Не манипулировать детьми, в семейных конфликтах не перетягивать их на свою сторону.
• При поступлении ребенка в школу не бороться с учителем за авторитет у ребенка. (Авторитет учителя не задевает родителей).
• Не демонстрировать кричащих противоречий ни в поступках, ни в отношении к ребенку.
• Прежде чем настаивать на чем-то, нужно посмотреть не амбиции ли руководят нами, почему мы добиваемся от ребенка выполнения данного дела. Необходимо проанализировать, что для ребенка действительно важно, интересно.
• Важно доверять ребенку. Оставлять право на поступок и расплату
за него, право выбора.
• Если наблюдается эмоциональный срыв, не выяснять отношений, не выспрашивать, дать понять, что мы рядом с ним, что бы ни случилось.
• Основной момент в лечении тревожности - повышение самооценки. Самооценка первоклассника формируется на основе воспитания чувства трудолюбия в продуктивной деятельности, когда ребенок осваивает выполнение стандартных действий ученика школы (умение читать, считать, решать задачи и т.д.), стремясь заслужить одобрение со стороны значимых взрослых (учителя, родителей).