Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции, необходимо также научить ребёнка правильно дышать. Следите, чтобы вдох шел через нос, плечи не поднимались, щеки не надувались (сначала можно прижимать их ладошками). Упражнение нужно повторять не более 3-5 раз, потому что излишние старания могут привести к головокружению.
ПУЗЫРИ В ВОДЕ. Ребёнок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам, губы в широкой улыбке - легкий выдох в воду, выдувая большие пузыри.
СВЕЧА. Ребёнок делает ровный, медленный выдох - пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.
ПОГАСИ СВЕЧУ. Ребёнок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов - толчков: "фу-фу-фу".
ПОГРЕЙ ЛАДОШКИ. Ребёнок имитирует дутье теплым воздухом на озябшие ладошки, произнося при этом шепотом, на одном усиленном выдохе: "х-х-х".
ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН. Предложите ребёнку медленно глубоко вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы, а на выдохе произнеси: "Ах, как пахнет!".
СНЕЖНЫЕ ЗАНАВЕСКИ. Ребёнок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам. Открывает широко рот, удерживая соломинку у верхних резцов. Для контроля направленности воздушной струи предлагается дуть на занавеску с бахромой. Если воздух выходит направленно, будет колыхаться каждая нить занавески.
КАРАНДАШ. Плавной воздушной струей попробуйте прокатить карандаш по столу.
КОСТРЕ. Перед ребёнком кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать "угасающий" костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
ПРАВИЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ НОРМАЛЬНОЕ ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ , ДОСТАТОЧНУЮ ГРОМКОСТЬ , ПЛАВНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ.