Четверг, 25.04.2024, 13:41
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СКОШ № 128 г.Снежинск

Меню сайта
Независимая оценка
Деятельность классного руководителя
Всего ответов: 20
Задайте вопрос!
Поиск
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » С просторов интернета » Статьи

Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для 7-10 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
[ · Скачать удаленно (61.27 КБ) ] 09.12.2011, 17:55
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по элементам физики для 10 класса

на 2011 – 2012 уч.г.

 Автор-составитель - учитель   Т.Б.Трухина

Содержание

Пояснительная записка_____________________________________________ 3

Содержание программы___________________________________________    4

Список используемой литературы___________________________________  7

Приложение (календарно-тематическое планирование)_________________ 8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Современная жизнь требует поднять уровень коррекционной работы и вооружить детей с особыми образовательными потребностями доступными и необходимыми сведениями по физике  

         Главной целью специальной школы является социально-бытовая адаптация детей с нарушениями развития в современное общество.

          Овладение обучающимися  специальной школы физическими знаниями по единой программе, учитывающей дифференцированный подход к различным группам детей, представляет собой одну из главных задач обучения элементов физики.

           В процессе обучения школьников, обладающих различными способностями к усвоению физических знаний, необходимо не только обеспечить знание ими предмета, но и подготовить к овладению профессиональными знаниями и умениями, научить использовать физические знания в повседневной жизни.

          Задачи преподавания элементов физики в специальной школе состоят в том, чтобы:

  1. Дать обучающимся такие доступные физические знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
  2. Использовать процесс обучения элементам физики для повышения уровня общего развития обучающихся специальной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
  3. Воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
  2. развитие пространственных представлений и ориентации;
  3. развитие основных мыслительных операций;
  4. развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  5. коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  6. обогащение словаря;
  7. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Изучение физики в специальной школе носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, другими учебными предметами.

       Программа составлена на основе Специальной программы ТОИПКРО и ориентирована на учебник: Жумаев В.В., Горскин Б.Б. Физика в твоей жизни: 9-10 кл.: пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., Просвещение, 2008.

        Программа рассмотрена на МО учителей естественно-математического цикла и утверждена директором школы

Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.

Количество часов по семестрам

I

семестр

II

семестр

III

семестр

IV

семестр

V

семестр

VI

семестр

Всего за год

10ч.

10ч.

10ч.

12ч.

14ч.

12ч.

68ч.

                                СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПОВТОРЕНИЕ

Сила. Давление.

Взаимодействие тел в природе. Энергия. Виды энергии.

Тепловые явления. Агрегатные превращения. Топливо.

Звук как источник информации. Источники звука – колеблющиеся тела.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Электрические явления в природе и их значение в жизни человека, животных. Можно ли их увидеть, услышать или потрогать электричество.

Как добыть немного электричества? Два рода электрических зарядов. Как зарядить тело. Как обнаружить заряд? Электризация тел. Способы электризации. Взаимодействие заряженных тел.

Как электризуются разные тела? Проводники и непроводники электричества.

Что есть вокруг зарядов? Электрическое ноле. Электрическое поле действует на заряд. Электрическое поле изображается стрелками. Силовые линии электрического поля.

Что можно измерить в электрической цепи? Амперметр. Вольтметр.

Виды соединений. Последовательное соединение проводников. Законы последовательного соединения. Делитель напряжения. Параллельное соединение проводников. Законы параллельного соединения. Делитель токов.

Мы электрифицируем дом (квартиру). Как составить схему проводки? Как собрать эту цепь?

Что есть у проводника? (Открываем новое свойство тела – сопротивление). Как измерить это свойство? Омметр.

Можно ли по внешнему виду определить или оценить сопротивление проводника? Как изготовить переменное сопротивление? Реостат. Применение реостата.

Тепловое действие тока. Электронагревательные приборы. Их устройство. Как электронагревательные приборы служат человеку? Предохранитель - зачем он нужен? Короткое замыкание.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Из истории открытия магнитных явлений. Постоянные магниты. Два полюса магнита. Взаимодействие магнитных полюсов.

Что создает магнит вокруг себя. Магнитное поле. Силовые линии магнитного поля. Удивительное поведение маленькой магнитной стрелки. Земля - большой магнит. Явления природы, обусловленные земным магнетизмом.

Чего "боится" постоянный магнит? Магнитное поле тока. Как сделать магнит без недостатков? Искусственные магниты. Волшебный гвоздь. Электромагниты. Как применяются электромагниты и от чего зависит их подъемная сила? "Изобретаем" телефон, телеграф и электрический звонок. Другие "профессии" электромагнита.

Электрический двигатель. Электроизмерительные приборы.

Явления электромагнитной индукции. Как с помощью магнита создать ток в проводнике? Генератор переменного тока. Как на электростанции получают электроэнергию?

Электромагнитное поле. Где работают электромагнитные поля?

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Солнце и его значение в жизни человека, растений и животных. Солнце - источник жизни на Земле. Мы - дети Солнца.

Источник света (естественные и искусственные, тепловые и люминесцентные). Индикаторы и приемники света.

Что произойдет, если на пути светового пучка расположить непрозрачный предмет? Вращение Земли вокруг своей оси. День и ночь. Наклон оси вращения Земли к плоскости орбиты. Смена времен года. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмение.

Отражение света. Зеркальное и диффузное отражение света. Путешествие в страну Зазеркалье. Построение изображения в плоском зеркале. Свойства изображений. Почему не все можно увидеть в зеркале? Область видения. Симметрия и зеркальное отражение. Разные "профессии" плоских зеркал.

Чудесные изображения в сферических зеркалах. Комната смеха.

Путешествия и приключения солнечного луча в воде и стекле. Преломление света. Миражи. Линза. Собирающая и рассеивающая линзы. Какие бывают изображения в линзах? Действительные и мнимые изображения. увеличенные и уменьшенные изображения, прямые и перевернутые изображения.

Оптическая сила линзы.

Глаз - живой физический прибор. Зрение человека и животных. Зачем нам два глаза? Дефекты зрения: близорукость и дальнозоркость.

Очки. Можно ли предупредить близорукость? Гигиена зрения.

Парадоксы зрения. Оптические иллюзии. Всегда ли можно верить своим глазам.

Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, телескоп и микроскоп.

Приключения солнечного луча в стеклянной призме. Дисперсия света. Спектр белого света. Почему помидор красный, а лист зеленый? Как можно объяснить цвета прозрачных и непрозрачных тел? Светофильтры.

Особенности цветового зрения у человека и животных. Цветовые аномалии.

Красивые атмосферные явления: радуга, гало. Почему небо голубое, а заходящее Солнце красное?

Бывает ли невидимый свет? Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Свойства и применение этих видов излучений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

Изучение явления электризации. Какие тела можно наэлектризовать? Электрическая цепь:

А) как устроена батарейка?

Б) сборка простейшей электрической цепи.

Паспорт электрического прибора. Что нужно знать о приборе, чтобы он хорошо служил человеку?

Составление схемы электрической проводки квартиры.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.

Учащиеся должны знать:

Понятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка цепи.

Работа и мощность электрического тока, количество теплоты, выделяемое проводником с током.

Практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах (электромагнитах, электродвигателях, электроизмерительных приборах).

Прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.

Законы отражения света.

Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

Получать изображение предмета с помощью линзы. Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

Учащимся необходимо уметь:

Применять положения электронной теории для простейшего объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Галанин Д.Д. Преподавание физики и подготовка учащихся к практической деятельности. М.: Просвещение, 1964.
  2. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. – М.: ВАКО, 2006.
  3. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 класс» /М.: Дрофа, 2001.
  4. Жумаев В.В., Горскин Б.Б. Физика в твоей жизни: 9-10 кл.:пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., Просвещение, 2008.
  5. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Марон А.Е., Марон Е.А. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7, 8,9 кл.: книга для учителя / 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  7. Перова М.Н. Обучение элементам физики и химии учащихся вспомогательной школы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1969.
  8. Фадеева А.А. Физика: Рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2000.

        

Категория: Статьи | Добавил: АЛЕНА
Просмотров: 4029 | Загрузок: 612 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Сайты педагогов


Погода
Время
Архив записей
Полезные ссылки
Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральный портал "Российское образование" Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Я - родительСайт для родителей особых детейШкольная баскетбольная лига
Copyright МБС(К)ОУ № 128 г.Снежинск © 2024
Конструктор сайтов - uCoz