Суббота, 08.08.2020, 22:06
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СКОШ № 128 г.Снежинск

Меню сайта
Независимая оценка
Обеспечение безопасности нахождения Вашего ребенка в учреждении
Всего ответов: 25
Задайте вопрос!
Поиск
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » С просторов интернета » Статьи

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
[ · Скачать удаленно (176.5 КБ) ] 09.12.2011, 16:28
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по экономическому практикуму для 9 класса на 2011 – 2012 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

           Программа составлена на основе авторской программы Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000.

           Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер, основная задача его – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.

Цели:

  1. формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
  2. выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
  3. обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
  4. формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
  5. освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

В программе представлены три раздела: «Экономика как хозяйство», «Человек и экономическая система», «Человек как работник», общий объем курса -34 часа, по 1часу в неделю. Содержание каждого из разделов распределено по семестрам и имеет соответствующую тематическую рубрикацию. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:

  1. отличать экономические термины от неэкономических;
  2. объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
  3. различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
  4. принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;
  5. решать задачи экономического содержания;
  6. различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
  7. устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;
  8. заполнять формы документов на приватизацию жилья;
  9. ориентироваться в сокращенных обозначениях названий современных фирм;
  10. заполнять бланк трудового контракта;
  11. правильно заполнять бланк для постановки на учет в службе занятости.

Методическое пособие: Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Экономика как хозяйство (5 ч)

                 Цель раздела – дать учащимся понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной  деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики, примитивном малопродуктивном натуральном хозяйстве и его недостатках, причинах сохранения элементов натурального хозяйства в жизни современных людей, огромных преимуществах высокопроизводительного товарного хозяйства, служении экономики удовлетворению нужд человека и семьи.

                  Основные понятия. Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные возможности, выбор, цена выбора, средства производства, экономические объекты, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, разделение труда (специализация), товарное хозяйство, выгода, производительность труда.

Раздел 2. Человек и экономическая система (10 ч)

                  Цель раздела – познакомить с исторически сложившимися типами экономических систем; дать общее представление о существующих типах экономических систем, понятие об экономической системе современной России; рассмотреть поведение работника и потребителя в этой системе.

                  Основные понятия. Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная; достоинства и недостатки плановой экономики, рыночной экономики; общественная (государственная) и частная (приватная) собственность; свобода выбора; конкуренция; монополист; бизнесмен; предприниматель; виды рынков; приватизация; рынок жилья; агентство недвижимости.

Раздел 3.  Человек как работник (19 ч)

                  Цель раздела – раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые общие представления об отраслях производства и видах современных фирм; рассмотреть производство как основной вид экономической деятельности людей; сделать акцент не на экономику производства товаров как таковую, а на те ее стороны, которые представляют личный экономический интерес для каждого человека (права держателей акций, зарплата и инфляция, условия труда, процедура трудоустройства, угроза безработицы, поддержка безработных и т.д.); предоставить возможность выпускникам чувствовать себя увереннее в самостоятельной трудовой жизни.

                  Основные понятия. Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое акционерное общество, государственное предприятие, акция, облигация, дивиденд; трудовой контракт, наемный работник, наниматель (работодатель), сдельная и повременная зарплата, тарифная ставка, оклад, номинальная и реальная зарплата; минимальная зарплата, прожиточный минимум, черта бедности, инфляция, гиперинфляция; профсоюзы, вредные условия труда, профзаболевания, льготы в связи с особыми условиями труда, льготная пенсия, производственный травматизм; безработный неработающий, безработица, служба занятости, вакансия, пособие по безработице.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                              Название раздела и темы

Кол-во

часов

Раздел 1. Экономика как хозяйство

1.1.Понятие об экономике.

1.2.Натуральное хозяйство. Бартер.

1.3.Товарное хозяйство. Разделение труда.

                 

Раздел 2. Человек и экономическая система

2.1.Типы экономических систем. Человек в экономической системе.

2.2. Достоинства и недостатки плановой и рыночной экономики.

2.3.Основные черты рыночной экономики

2.4. Виды рынков.

2.5.Собственность. Приватизация.

2.6.Обобщающий урок по теме: «Человек и экономическая система».

Раздел 3.  Человек как работник

3.1.Производство. Виды фирм.

3.2.Ценные бумаги. Акции. Облигации. Рынок ценных бумаг.

3.3.Заработная плата.

3.4.Бедность и богатство.

3.5.Инфляция.

3.6.Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы.

3.7.Безработица. Биржа труда.

3.8.Обобщающий урок по теме: «Человек как работник».

Итого  курс:

10ч

19ч

34ч

ОСНОВНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
  2. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.
  2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992. – 336 с.
  3. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
  4. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
  5. Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 48 с.
  6. Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 35 с.
  7. Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

ур.

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Примечания

  1.

2,3

  4.

  5.

 

  1.

  2.

  3.

4,5

1,2

  3.

  4.

  5.

  1.

2,3

  4.

  5.

  6.

  1.

2-4

 5,6

  7

 

 

  1.

  2.

  3.

  4.

  5.

  6.

I СЕМЕСТР

Экономика как хозяйство

Понятие об экономике.

Натуральное хозяйство.

Товарное хозяйство.

Разделение труда.

II СЕМЕСТР

Человек и экономическая система

Типы экономических систем.

Человек в экономической системе.

Достоинства и недостатки плановой и рыночной экономики.

Основные черты рыночной экономики

III СЕМЕСТР

Виды рынков.

Собственность.

Приватизация.

Обобщающий урок по теме: «Человек и экономическая система».

IV СЕМЕСТР

Человек как работник

Производство.

Виды фирм.

Ценные бумаги.

Акции.

Облигации.

V СЕМЕСТР

Рынок ценных бумаг.

Заработная плата.

Бедность и богатство.

Инфляция.

VI СЕМЕСТР

Условия труда.

Охрана труда.

Профсоюзы. Льготы.

Безработица.

Биржа труда.

Об. урок по теме: «Человек как работник».

10ч

19ч



Категория: Статьи | Добавил: АЛЕНА
Просмотров: 2881 | Загрузок: 360 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Сайты педагогов


Погода
Время
Архив записей
Полезные ссылки
Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральный портал "Российское образование" Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Я - родительСайт для родителей особых детейШкольная баскетбольная лига
Copyright МБС(К)ОУ № 128 г.Снежинск © 2020
Конструктор сайтов - uCoz